Спасать отечественный автопром будем “всем миром”
Россииянам в очередной раз придётся “скинуться” на поддержку родного автопрома. Готовящийся проект постановления правительства предусматривает выделение отечественным автомобильным предприятиям субсидий в размере около трёхсот миллиардов в течение следующих трёх лет. Размеры выплат производителям привяжут к объёмам выпуска. Фактически субсидию будут давать за каждый выпущенный автомобиль. Её размеры - 12 тысяч рублей за каждый автомобиль с двигателем до 2л и 13 тысяч за автомобиль с двигателем большего объёма. Однако, эти тарифы будут действовать только в отношении автомобилей экологического класса “ЕВРО-4”: выплаты будут зависеть ещё и от класса экологичности.
Максимальный размер субсидии на содержание рабочих мест - девять миллиардов рублей в год - можно получить, выпуская на территории России болеее четырёхсот тысяч автомобилей ежегодно. Уже из этих цифр становится ясно, кто станет основным получателем помощи от государства. Единственная автомобильная компания, отвечающая данным требованиям - это АвтоВАЗ. Кроме поддержки на содержание рабочих мест государство собирается софинансировать расходы на энергоресурсы (до 250 миллионов рублей ежегодно), а также на НИОКР - до 125 миллионов в квартал.
Несмотря на то, что “банк” от государства сорвёт крупнейший производитель автомобилей и запчастей ВАЗ, другие предприятия также могут поучаствовать в программе субсидирования. Это касается даже иностранных предприятий, заключивших соглашения о промсборке.
Таким хитрым образом обернулось для россиян вступление в ВТО. Если проследить историю с самого начала, мы увидим, как наше собственное Правительство искусственно повысило цены на отечественные автомобили. Всё началось с требования Всемирной торговой организации отменить заградительные пошлины на ввоз в Россию иномарок. Россия пошла на эту уступку и снизила пошлины до минимума. Однако, с целью скомпенсировать удешевление ввозимых автомобилей одновременно был введён новый сбор, названный утилизационным.
По сути этот сбор был придуман “на ровном месте” и никакого разумного обоснования под собой не имел. Тем более, что собирался он только с ввозимых в страну автомобилей, но не с произведённых на её територии. Отечественных производителей лишь обязали подписать бумаги о том, что они согласны в будущем перенять стоимость утилизации своей продукции.
Именно на это противоречие и обратили внимание европейские юристы и от имени Евросоюза России, как члену ВТО, было вынесено предписание уравнять местных производителей и импортёров в правах. Вместо того, чтобы вовсе отменить утилизационный сбор, государство предписало отечественным производителям также выплачивать его с каждого реализованного автомобиля. В результате автопроизводители будут получать эти деньги назад в виде субсидий, а вот покупателям просто придётся платить за автомобили больше: для них никаких компенсирующих субсидий не предусмотрено.