Управление работой электронной АКПП осуществляется посредством бортового трансмиссионного компьютера. Он принимает сигналы от различных датчиков (положения РВД, положения дроссельной заслонки, скорости, температуры масла и т.д.) и, на основе анализа полученной информации, выдает команды исполнительным устройствам автоматической трансмиссии – соленоидам.
Кроме управления трансмиссионный компьютер выполняет функцию диагностики и контроля неисправностей. В памяти компьютера прописаны допустимые границы изменения для всех сигналов от датчиков. При выходе уровня какого-либо сигнала за допустимый предел в память записывается код, соответствующий этой неисправности. Вместе с сигналами от датчиков бортовой компьютер контролирует еще и токи, протекающие по входным и выходным цепям. В наиболее усовершенствованных моделях АКПП реализована функция контроля передаточного отношения, т.е. бортовой компьютер сравнивает показания датчиков оборотов выходного и входного вала коробки. Отклонение вычисленных значений от заданных свидетельствует о проскальзывании фрикционов, что также записывается в память соответствующим кодом.
Чтобы прочитать коды из памяти трансмиссионного компьютера, необходим специальный сканер. Диагностический сканер позволяет считывать и удалять коды, а также снимать показания с датчиков системы управления. Процедура определения неисправностей при помощи сканера называется компьютерная диагностика АКПП.
После того как в памяти бортового компьютера появляется код неисправности, включается алгоритм заложенной программы. Реакция системы управления зависит от характера неисправности (конкретного кода). Некоторые коды носят чисто информационный характер и не вызывают особых изменений в работе автоматической трансмиссии. Появление других может остановить переключение передач.
При возникновении серьезной проблемы система управления включает режим защиты автомата (Safe Mode, Limp Home, Limp In и т.п.). В разных моделях АКПП реализованы разные алгоритмы работы в аварийном режиме. В одних случаях система управления блокирует все переключения, оставляя включенной только вторую или третью передачу. В других отключается плавность переключений – система перестает отслеживать их качество. Более подробную информацию о компьютерной диагностике АКПП можно найти на сайте любого крупного сервисного центра.
Нуждающиеся в ремонте автомобили обычно имеют целый ряд неисправностей. Диагностика вполне способна помочь распутать этот клубок неполадок. Хотя ожидать от нее чудес не следует. Быстро избавиться от проблемы удается не каждый раз. Во многих случаях возможности компьютерной диагностики бывают ограничены списком кодов неисправностей для каждой конкретной модели АКПП.